Главная » Статьи » Мои статьи |
"Куклотерапия: лечим душу"
«Воскресенский социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних оказывает комплексную медико-психолого-педагогическую реабилитационную помощь несовершеннолетним и их семьям.
Одним из способов психокоррекционной работы с детьми, используемый нами, является метод куклотерапии - это раздел арттерапии, использующий куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Целями данной терапии являются ликвидация болезненных переживаний, укрепление психического здоровья, улучшение социальной адаптации, развитие самосознания, разрешение конфликтов в условиях коллективной творческой деятельности. Надевая на руку куклу, ребенок «передает» ей как свои положительные, так и отрицательнее эмоции, забывая о проблемах и страхах, выплескивая свои внутренние мысли и переживания, открывая в себе скрытые резервы. Именно в этом удивительном перевоплощении состоит основной принцип куклотерапии, принцип «переноса доминанты». Игра с куклой – это мир реальности, в котором живёт ребёнок. Познавая мир, его социальные связи и отношения, он активно проецирует воспринимаемый опыт в специфическую игровую ситуацию. Куклотерапия позволяет обьединить интересы ребёнка и коррекционные задачи психолога, даёт возможность самого естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику ребёнка с целью её коррекции или психопрофилактики дезадаптивного поведения.
Куклотерапия используется, например, для облегчения словесного выражения ребенком своих желаний, переживаний, страхов (допустим, любимый мишка или машинка боится оставаться один (а), в этом случае ребенок выступает в роли храброго защитника своей любимой игрушки, самостоятельно отыскав выход из данной ситуации), также для более эффективного процесса развития познавательной сферы детей – ребята намного быстрее понимают и запоминают времена года с «Умной Сорокой». ъ
В нашем центре с 2011 года создан кукольный театр «Рукавичка», участниками которого являются воспитанники и взрослые. Они совместно готовят кукольные представления на различные темы, например, ко Дню знаний был показан спектакль «Добро пожаловать в сказочную страну Знаний», направленный на развитие познавательной активности детей; в октябре, ко Дню пожилого человека – спектакль «Давайте жить дружно», формирующий навыки положительного и позитивного общения в коллективе; к международному Дню Семьи - кукольное представление «Подари улыбку другу»; ко Всемирному Дню здоровья - представление «Мы против никотина, мы дружим с витамином». Весь текст выступлений был написан старшими ребятами под руководством педагога-психолога отделения, а также у подростков появилась возможность испытать себя в роли дизайнеров – были подготовлены новые декорации с использованием световых и аудио эффектов. Свои спектакли воспитанники центра презентовали пожилым людям и инвалидам, проживающим в «Доме-интернате для пожилых людей и инвалидов», а также посещающих центр социального обслуживания; в будущем планируется показывать выступления юных артистов в дошкольных учреждений города.
Работа над спектаклем проводится поэтапно: в период диагностики проводится отбор детей с повышенным уровнем тревожности, далее идёт: выбор сюжета, написание сценария, внесение ситуаций повышенной тревожности, рисование героев, а затем изготовление кукол, создание «образа кукол», период «вживания в образ куклы».
Особенностью существования данного кукольного театра является его психологическая направленность, ведь каждая роль прописывается для определенного воспитанника, учитывая его специфические особенности - либо для устранения какого-то негативного фактора, либо для подкрепления положительных способностей и развития творческих навыков. Кукольный спектакль является для воспитанников способом реализации своих возможностей, проявления фантазии, воображения и актерского мастерства, ведь во время репетиций ребятам приходится иногда играть несколько ролей сразу, а это требует умения переключаться и перевоплощаться в различных, а иногда и противоположных героев. Совместная подготовка к выступлению сплачивает детей, заставляет их жить одной идеей, учит взаимопомощи и взаимовыручке. Несмотря на то, что участие в кукольных представлениях является сложной и трудоемкой работой, воспитанники с большим удовольствием ждут новых встреч на репетициях.
Ну и, конечно, важен итог нашей совместной работы - это счастливые лица выступающих и улыбки на лицах взрослых и маленьких зрителей.
Мы убеждены, что куклотерапия – это увлекательная и доступная форма работы с детьми, оптимальная возможность коррекции поведения, гармонизации личности детей с проблемами через развитие способностей самовыражения и самопознания.
| |
Просмотров: 767 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |